История Православия Лесозаводского округа

В начале 20 века по сложившемуся административно-территориальному делению территория современного муниципального образования Лесозаводский городской  округ была представлена восемнадцатью крестьянскими селениями, не включая хуторов, входивших в Лутковскую волость Иманского уезда и  шестью казачьими поселениями, которые были отнесены к Донскому станичному округу Уссурийского казачьего войска.

К 1913 году на территории муниципального образования действовали семь православных церквей. Шесть из них на территории Лутковской волости: Лутковская Свято-Троицкая (1897), Кабаргинская Преподобного Василия Исповедника (1910), Тихменевская Святого пророка Даниила и трех отроков: Анания, Азария и Михаила (1903); Пантелеймоновская Христорождественская (1909), Ружинская Успенская, Тамгинская Свято-Покровская. Одна Церковь — имени Донской Иконы Божией Матери (1897)-на территории Донского станичного  округа Уссурийского казачьего войска.

Лутковская, Донская, Кабаргинская, Тихменевская церкви входили в седьмой благочиннический округ Владивостокской епархии. Благочинный проживал в селе Успенка (ныне это поселок городского типа Кировский). Пантелеймоновская, Тамгинская, Ружинская – в десятый благочиннический округ  Благовещенской епархии. Благочинный проживал в посаде Иман (ныне г. Дальнереченск).

Храмы и школы строились в основном на пожертвованные деньги. Собирая пожертвования, крестьяне вносили часть зерна с первого урожая на новом месте «ПО МИРСКОЙ РАСКЛАДКЕ», а также доставляли лес для строительства, подвозили камень для фундамента.

Наибольшие затраты по возведению храма понесло общество самого крупного села Лутковской  волости – Тихменево. Из общей стоимости церкви, 16000 рублей, крестьяне дали деньгами около 5000 рублей и работой 4000 рублей. Лес же от казны они получили бесплатно. Немало потрудились крестьяне с. Пантелеймоновки на постройке Христорождественского храма. Из общей стоимости всех затрат в 10000 рублей было отпущено казенной ссуды лишь 2000 рублей, остальные (8000 рублей) даны обществом. Из общих затрат  (8000 рублей) на строительство храма преподобного Василия Исповедника в селе Кабарга епархиальным начальством было отпущено 5000 рублей, обществом- 3000 рублей.

К 1912 году был открыт Тамгинский приход. Деревянную Свято-Покровскую церковь на каменном фундаменте с тремя колоколами возводила бригада китайцев из 10 человек. С ними работал местный умелец Лука Кондратенко. В селе он был не только хорошим столяром, плотником, но и богомазом, писал иконы. Иконы его работы, по воспоминаниям старожилов, можно было увидеть не только в домах односельчан, но и в местной церкви. Его же руками был выполнен иконостас.

Кабаргинская Преподобного Василия Исповедника церковь была открыта при священнике Александре Гневушеве. Последним причтом этого прихода значится Федор Михалюк.

В Пантелеймоновской церкви служили священники Симеон Андреенко, Гавриил Криволап. В Тихменевской – Федор Апеллесов.

Священнослужителей не хватало, поэтому им часто приходилось работать на святом поприще сразу в нескольких приходах. Так Тихон Ильинский окормлял паству не только в приходе Свято-Троицкой церкви, но и Тихменевской. Федор Онуприенко – в Донской церкви  и Лутковской. Иннокентий Быстров  с июля и до конца 1910 года – в Тихменевской и Лутковской. В Тихменевской святого Пророка Даниила и трех отроков Церкви обряды совершались и монахами Уссурийского Свято – Троицкого Николаевского монастыря.

В своей многотрудной деятельности Владыка Евсевий обращал внимание на критическое состояние народного образования. По его инициативе в епархии было открыто несколько десятков церковно – приходских школ. Архиепископ всемерно способствовал повышению уровня преподавания в школах.

В Лутковской волости, наряду со школами Министерства народного просвещения, действовали церковно – приходские школы. Например, в селе Тихменево сначала начала работать церковно-приходская школа с 1905 по 1910 годы. Находилась она в наемном доме. В 1910 году на общественные средства (5000 руб.) с пособием от казны  (3000 руб.) была выстроена школа Министерства народного просвещения. На средства общества была построена и содержалась впоследствии церковно-приходская школа в селе Пантелеймоновка. Церковно-приходские школы находились  и в других селах: в Невском, в Тамге. В Тамге школа была возведена на средства Переселенческого Управления в 1904 году. По подсчетам Н.А. Барановой, научного сотрудника филиала ПГОМ им. Арсеньева в Лесозаводском городском округе, это было еще задолго до сельского храма, который был построен лишь в конце 1911 года – в начале 1912 года.

На территории Лесозаводска в конце XIX века действовали две церкви, обе на левобережье: Свято – Троицкая церковь и церковь имени Донской Иконы Божией Матери.

На строительство Лутковской Свято – Троицкой церкви было израсходовано около 10000 рублей, из них общество дало деньгами и работой 6000 рублей.

В 1895 году на территории современного города переселенцами с Дона был основан поселок Донской, вскоре превратившийся в столицу Донскую – административный центр Донского станичного округа Уссурийского казачьего войска. Здесь в 1897 году населением была построена деревянная церковь имени Донской иконы Божией Матери в честь Иконы Донской Божией Матери, список которой был передан в дар от Донского войска землякам – станичникам, отправляющимся на царскую службу в Уссурийский край. Долгое время большая, вызолоченная, с эмалевыми узорами икона Донской Божией матери украшала храм, радовала и утешала сердца прихожан. Церковь станицы Донской вмещала 150 человек, к 1913 году входила в 7-й благочиннинский округ Владивостокской епархии. Здание церкви до наших дней не сохранилась. Ранее оно находилось на станичной площади, располагавшийся в пределах начала современной улицы им. 12-ти города Лесозаводска и на территории профессионально-технического училища №2 . Метрические книги станицы Донской церкви имени Донской иконы божией Матери сохранены в Лесозаводском ЗАГСе с 1908 года.

На постройку церкви Генерал — Губернатором, Николаем Ивановичем Гродековым, было пожертвовано 200 рублей и 200 рублей Войсковым правлением. Самому обществу постройка церкви обошлась в 3500 рублей. На ремонт церкви обществом было затрачено 300 рублей. Квартира священнику отвели в общественном здании, постройка которого обошлась в 3000 рублей, а причетнику квартира нанималась обществом за 95 рублей в год. Причту общество платило пособие 216 рублей и вывозило дров на 105 рублей. Священник Донской церкви был Сергей Лебедев, а псаломщиком – Дионисий Константинович Полушин.

Особенно много прихожан собиралось в храме в православные праздники и дни поминовения усопших.

Было в истории нашего государства и такое время, когда посещение храма жестоко преследовалось. Приходя в храм, участвуя в богослужении, люди рисковали не только карьерой, но подчас и жизнью.

В годы советской власти церкви, как приходские храмы, перестали действовать. Некоторые из них использовались как хранилища, перестраивались в клубы. Позднее одни здания были разрушены, другие сожжены. Так Свято – Троицкая церковь была перестроена в кинотеатр «Темп». В 90-е годы здание было разрушено. В наши дни на месте бывшей постройки Свято – Троицкой церкви возведен жилой коттедж.

На станции Ружино была церковь. Она была деревянная, одноэтажная, повернутая круглой частью здания в огород, а вход был с улицы. Рядом с церковью была коновязь. В церковь приезжали издалека на лошадях. Для жителей бывших казачьих станиц Буссе и Марково, жителей Филаретовка и Сталино эта церковь была ближайшей, т.к. другие храмы были в с. Лутковка и Донское – за рекой Уссури.

В церкви велись ночные и вечерние службы. Народу было так много, что храм не вмещал всех: стояли на улице, а, замерзнув, грелись в ближайших домах. Священник жил на этой же улице, наискосок от храма, в доме номер 3. В настоящее время это дом номер пять по улице Володарского.

Фамилия священника — Заграй. Сына звали  Степан, невестку — Анна Заграй, которая потом работала бухгалтером в школе №34. Старшая их дочь Раиса Заграй родилась где-то в 1949 году. Жили они через дорогу от отца-священника в стареньком доме на два хозяина (старый номер дома два).

После войны церковь закрыли. Священник умер. Его жена – матушка, доживала в летней кухне у Галецкой Марии, по улице Володарского, д.1. Вскоре уехал их сын Степан. Анна с детьми осталась одна, они переехали в Лесозаводск.

Дом священника Заграя купили Крикуны. Здание церкви недолго было пустым: его отдали под жилье семье Чупика Леонтия Андреевича, а круглую алтарную часть отгородили, и сделали там для ружинцев ветеринарный  участок. Вскоре Чупики построили себе новый дом, ближе к озеру на этой же улице, а церковное здание было разрушено. На этом месте сейчас пространство: огород дома №16 и угловая часть дома.

Через огороды прямо напротив церкви, по Восьмой улице, т.е. Береговой, жили Кирилюки. Хозяин семьи был помощником священника Заграя. После закрытия церкви из Лазо к Кирилюкам приезжал священник, и в их доме крестили детей. Мать семьи —  Кирилюк Анна, стирала и помогала в церкви.

После закрытия Ружинской церкви прихожане продолжали собираться по домам и молиться. Подтверждением этого служит следующий достоверный факт. В 1954 году из села Увальное Кировского района переехала семья Яковца Климента Ивановича. Два года они жили в конце улицы Линейной. И все эти два года в их доме молились православные христиане. Это подтверждают его дети – Владимир и Анна. Семью преследовали, и они были вынуждены переехать в ЛМС (на Ружинской сопке). Там по прежнему собирались люди, но уже тайно.

Некоторые дети, рожденные на станции Ружино в сороковые годы, носили имена, данные по Святцам, что подтверждает общение их родителей со священником.

С 1922 по 1989 годы в городе Лесозаводске и Лесозаводском районе, как и во всем крае, стране наступило время забвения. Лишь в начале 90-х годов ХХ века восстает из небытия Православная церковь  в Лесозаводске.

Даже во время гонения на церковь жители нашего города свято хранили православную веру, передавая ее своим детям и внукам: молились тайно, за закрытыми дверями и окнами, с сестрами и братьями во Христе. В левобережной части города это были дома Пастуховой Улиты, Мороз Марии, Деревяшкиной Василисы. В правобережной части жили монахини Пономаренко Татиана и Анисия, родные сестры. После ухода их в мир иной оставалась племянница Геращенко Мария, и в их доме продолжались молитвы. После смерти Геращенко Марии в 1989 году часть богослужебных книг и икон взяла на хранения Мартышкина Нина Григорьевна. Многое передали в храм города Спасск-Дальний.

На станции Ружино молились в доме Климента Яковца. Последним местом молитвы была квартира Корниевской Евфросинии в многоэтажном доме. Недовольство соседей побудило верующих в 1989году ходатайствовать об открытии прихода в городе.

Глебова Евдокия, впоследствии староста, Слинько Мария, Будаш Надежда проявили активность в этом направлении деятельности. Глебова Евдокия поехала  в город Дальнереченск к настоятелю храма Нерукотворного  Образа Христа Спасителя протоиерею Виктору Ярошенко (благочинному) с просьбой помочь официально открыть в городе Лесозаводске православный приход. Отец Виктор откликнулся на просьбу, решил приехать и проверить положение дел на месте.

Назначили день проведения Таинства Крещения в Лесозаводске. По местному радио было дано объявление о предстоящем событии. Побережец София предоставила для крещения свой дом по улице Ватутина, на окраине города. 27 января 1990 года состоялось первое, после длительного перерыва, богослужение. Продолжалось оно до позднего вечера. Было крещено около 300 человек. В связи с этим о. Виктор определил необходимость открытия прихода. Вместе с верующими он обратился к главе города Савченко Александру Павловичу с просьбой о выделении помещения для молебного дома. Тем временем начали собирать подписи верующих и другую для открытия прихода. Все документы о. Виктор и Глебова Евдокия отвезли в город Хабаровск, к Владыке Гавриилу.

На основании ходатайства о. Виктор 15.07.1992 года. Комитет по управлению имуществом администрации г. Лесозаводск распорядился безвозмездно передать на баланс православной общины здание по ул. Дзержинского, 24 (бывший Дом учителя).

Когда отец Виктор Ярошенко организовал церковь в Лесозаводске, то спросил у верующих лесозаводчан, как будет называться храм. Помолившись Господу и Пресвятой Богородице, решили назвать храм в честь Святого Покрова Божией Матери, чтобы Богородица защищала город от всяких бед и невзгод.

Начали обустраивать храм с самых элементарных вещей. Вместо подсвечников стояли ящики с песком. Не было иконостаса,  вместо него — красная занавесь. Не был оснащен и алтарь: ни престола, ни жертвенника, ни аналоев, ни Чаши, ни Евангелия, ни Креста – вообще ничего. Молились как на квартирах. Временами приезжал о. Виктор, который занимался приобретением всего необходимого для храма, проводил Богослужения.

Усилиями о. Виктора Ярошенко, прихожан, предприятий города, в основном деревообрабатывающего комбината, молебный дом обустроили.

Приехал первый настоятель о. Виктор Подлесный, который прослужил больше года.

После него службы вел протоирей Николай Недашковский, приезжавший из Уссурийска. 19 января 1993,года, в праздник Крещения Господня, возрождена была традиция крестить ходов: о. Николай возглавил крестный ход на реку Уссури. Подготовкой проруби и установкой креста занимались: Николаенко Александр, военнослужащие местного гарнизона Гнеушев Андрей и Будник  Виктор. Этот праздник всколыхнул город. Молебный дом не вмещал всех прихожан.

Возникла необходимость строить новый храм. Глава города Савченко А.П. дал право выбора места под храм. Выбрали сопку близ Черной скалы. Отец Виктор Ярошенко занялся проектом строительства здания. В 1993 году им было освящено место под храм.

В 1994 году приехал новый настоятель, отец  Георгий Филимонов, и на освященном месте поставил деревянный Крест. Периодически прихожане молились у Креста.

После о.Георгия служил о. Валерий. При нем 28 мая 1997 года Владыка Вениамин освятил место под строительство храма.

С 1997 года настоятелем прихода стал игумен Мартиниан (Личманюк). Он продолжил дело предшествующих пастырей по обустройству прихода, организовал воскресную школу, устраивал крестные ходы, хлопотал о закладке нового храма.

Активную работу по возведению храма также проводил глава администрации муниципального образования г. Лесозаводска Агаджанов Сергей Саркисович.

Много средств на строительство было пожертвовано и прихожанами, и жителями города, и предпринимателями, и предприятиями.

Игумен Мартиниан (Личманюк) упокоился 29 января 2009 года. Похоронен в женском Богородице-Рождественском монастыре в с. Линевичи.

29 марта 2002 года Указом епископа Владивостокского и Приморского Вениамина на должность настоятеля Свято – Покровского храма г. Лесозаводска был назначен иеромонах Никита (Зеленюк).

На Пасху служили еще в доме учителя. 4 мая 2002 года в Великую Субботу страстной седмицы была совершена литургия Василия Великого, затем практически непрерывно совершалось освящение пасхи, куличей и яиц.

Торжественность и значение Великого праздника верующих всего на несколько дней приостановили хлопоты по дальнейшему благоустройству нового  храма.

23 июня 2002 года  на праздник Троицы была совершена первая  литургия  в новом храме. В храме еще не было алтаря, дверей, полов, стены были не оштукатурены, отопление было     не налажено, территория была не ухожена и т.п.

Поэтому, не смотря на все прилагаемые усилия, зимовать прихожанам в 2002 и 2003 годах было очень сложно: стены в храме покрывались льдом, на службе у людей замерзали ноги, а у певчих сипли голоса. Но благочестивые православные регулярно посещали церковные службы, несли послушания и жертвовали деньги, строительный материал, литературу и необходимую для церковной жизни утварь, безвозмездный труд во Славу Бога.

В 2003 году за счет пожертвований православных была модернизирована система отопления, завершен монтаж проводки освящения, установлен каркас для иконостаса и металлические двери на все входы в храм, приобретено 4-х ярусное паникадило и 20 больших икон в «Софрино». На средства администрации муниципального  образования г. Лесозаводск и Лесозаводского района перед фасадной частью храма установлены бордюры, уложен асфальт и лестничные марши для удобного подхода в храм со стороны городского музея.

В 2004 году на средства от пожертвований практически завершена внутренняя отделка стен и потолка, уложена плитка на пол, установлены внутренние двери храма, изготовлена мебель для библиотеки.

10 декабря 2005 года за усердное и добросовестное служение на благо Церкви     о. Никита  возведен в сан игумена.

Настоятель о. Никита организовал на приходе воскресную школу для детей и взрослых, устраивал детские лагеря, походы, поездки по святым местам, утренники.

С 2008 года игумен Никита был назначен руководителем отдела по работе с молодежью Владивостокской епархии, а также настоятелем Порт-Артурского храма во Владивостоке. С февраля 2008 года  в наш храм был направлен из города Находка иерей Сергий Орлов. Он помогал о. Никите в проведении Богослужений, церковных таинств и треб.

В феврале 2010 года в храм приехал иерей Георгий Пынтя. Он служил вместе с    о. Сергием до Пасхи. В мае 2010 года настоятельство было передано игуменом Никитой иерею Георгию.

С 1 сентября 2017 года опять настоятелем храма назначен игумен Никита (Зеленюк).

В декабре 2003 года был открыт храм Святителя Николая Чудотворца на станции Ружино, на привокзальной площади. Храм построен силами Министерства путей сообщения. Строительство храма приурочено к завершению работ по электрификации Трансиба.

Все эти люди ревностно возрождали, хранили и утверждали веру православную в г. Лесозаводске и Лесозаводском районе. Благодаря  им  жива душа русского народа. Именно она является отражением высшей красоты, той духовной реальности, которая стоит за ними и проявляется в повседневной жизни и творчестве. И пусть проходят годы, десятилетия, сменяются поколения. Но стоит раздаться колокольному звону, и взгляды людей, их мысли и сердца устремятся туда, где сильна вера в Бога, в свою страну, в свой народ, несмотря на страшные годы забвения.

 

Используемая литература:

Дорога, ведущая в храм: Очерки по истории Православия в городе  Лесозаводске, сост. Константинова Е., Паздникова А., Милова П. – Издательство «Задушевное слово» , 2014 г.

Газета « НА  БЕРЕГАХ   УССУРИ »   от 24 ноября 2003 года.